Выражение «бесплатных завтраков не бывает» актуально в современном обществе, потому что подразумевает, что получение какой-либо выгоды всегда связано с затратами, даже если эти затраты на первый взгляд не видны. 1
Оно подчёркивает, что всякое действие, рекламируемое как бесплатное предоставление кому-либо какого-либо блага, в действительности обязательно имеет негативные побочные эффекты для получателя либо для других субъектов, и обычно каким-то образом приносит выгоду организатору. 1
Например, за бесплатные завтраки, которые бесплатны лишь для потребителя, в конечном счёте платят налогоплательщики, из которых формируется бюджет, в том числе на социальные пособия и выплаты нуждающимся людям. 23
Также выражение может указывать на то, что за каждым товаром стоит производитель, труд которого не является бесплатным, так как включает затраты на производство, доставку до места продажи и другие действия. 4