Угроза появления товаров-заменителей возникает по нескольким причинам:
- Наличие хорошей ценовой альтернативы. 2 Если товары-заменители предлагают лучшее соотношение «цена-качество», они могут стимулировать потребителя к переключению. 3
- Низкая стоимость «переключения». 2 Это во многом следствие слабой дифференциации продуктов, когда потребитель ничего не теряет, меняя товар. 2
- Рост цен на ключевые ресурсы. 5 Резкое повышение стоимости сырья и энергоресурсов может вызвать смену поставщиков и поиск дешёвых товаров-заменителей. 5
- Деятельность крупных игроков. 3 Если у них высокие прибыли на альтернативных рынках, они могут начать производить товары-заменители и делать бизнес на существующем рынке менее прибыльным. 3
Чтобы снизить угрозу появления товаров-заменителей, можно, например, построить сильную торговую марку: чётко дифференцировать продукт, предлагать дополнительные преимущества от его потребления, бороться со стандартизацией товара, совершать технологические усовершенствования, формировать лояльность к продукту. 3