Дефицит товаров на рынке возникает, когда спрос превышает предложение. 29 Несколько причин, по которым это может происходить:
- Несбалансированная цена (спрос опережает предложение). 28 Например, во время распродаж. 28
- Ошибки в планировании закупок и анализе продаж. 2
- Изменение текущей ситуации на рынке (появление новой моды, тенденции, закона). 2
- Активная рекламная или PR-кампания. 2 Она может спровоцировать неожиданный высокий спрос на товар. 2
- Логистические проблемы (товар просто не успели завести). 2
- Социальные и экологические факторы. 2 Погода, экология, эпидемии могут спровоцировать неожиданный высокий спрос на товар. 2
- Чрезвычайные ситуации (различные катаклизмы, пожары, землетрясения, а также войны, санкции, забастовки, революции и т. д.). 5
Избыток товаров на рынке возникает, когда предложение превышает потребность спроса в товарах. 9 Несколько причин, по которым это может происходить:
- Ошибки в прогнозах продаж. 48 Например, если мощности производства слишком велики для обслуживаемой территории. 1
- Несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара). 8
- Изменение вкусов и предпочтений покупателей. 1 Например, если на рынок выходит более современный и дешёвый товар, то более старый и дорогой товар конкурентов тут же превращается в излишки. 1
- Неграмотно налаженная маркетинговая система. 1
Также избыток товаров может возникать, если закончился срок годности или реализации товара. 8