Несколько причин, по которым малый бизнес находится в более уязвимом положении в условиях кризиса:
- Ограниченный доступ к банковскому финансированию. 1 Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. 1 Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. 1 Однако в условиях кризиса банки, ограниченные в своих ресурсах, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение кредитов. 1
- Снижение спроса на продукцию. 1 При неизменном уровне издержек это грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса. 1
- Риск неплатежей от контрагентов. 1 Отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания». 1
- Уход в теневой сектор. 1 В условиях отсутствия средств и платёжеспособного спроса субъекты малого предпринимательства могут сокращать масштабы деятельности. 1 Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. 1
При этом есть и преимущества: малому бизнесу в кризис может быть легче пережить кризисное влияние, чем гигантам рынка, так как он не настолько крупный, чтобы на нём реально смогли сказаться тенденции страны. 3