Разница между оптовой и розничной ценой в книжной индустрии существует, потому что на каждом этапе продвижения книги от издательства к покупателю к её стоимости добавляется торговая наценка. 14
Оптовая наценка составляет валовой доход оптовика и зависит от желаемого уровня прибыли, необходимости получения заданного уровня возврата средств на вложенный капитал, необходимости осуществления обязательных платежей или получения средств для инвестиций в основную деятельность. 4
Розничная цена может формироваться двумя путями: 4
- Издательство устанавливает её исходя из себестоимости, собственных торговых расходов и издержек обращения книжной торговли, с учётом реального спроса и цен конкурентов. 4 В этом случае оптовая и розничная книжная торговля получает торговую скидку с розничной цены, которая при реализации и является их валовым доходом, заменяющим торговую наценку. 4
- Розничный или другой конечный книготорговец устанавливает её исходя из оптовой цены, собственных издержек обращения и ожидаемого уровня дохода, а также принятого на данном книготорговом предприятии уровня торговой наценки, спроса и цен конкурентов. 4 В этом случае торговая наценка при реализации выступает в качестве валового дохода розничной книготорговли. 4
В зависимости от наценки конкретной торговой точки розничная цена книги может в 1,5–2 раза превышать издательскую. 2