Провалы рынка возникают из-за того, что рыночный механизм не способен самостоятельно устранить негативные явления. 1 Некоторые причины провалов рынка:
- Несовершенная конкуренция. 2 Например, монополия, олигополия или монопсония. 13 В таких ситуациях цена и объём выпуска продукции не совпадают со значениями рыночного равновесия, из-за чего возникают общественные потери. 1
- Недостаток и асимметрия информации. 13 Это происходит, когда нет контроля за производителями и качеством товаров и услуг. 1 В итоге экономические субъекты принимают неэффективные решения. 1
- Внешние эффекты. 13 Лица, не участвующие в рыночных отношениях, получают определённые выгоды или издержки. 1
- Потребности в общественных благах. 1 Их производство невыгодно для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. 1
- Социальные проблемы. 1 Например, когда рыночный механизм выводит из процесса производства и распределения валового продукта «неэффективные» трудовые ресурсы, которые в результате оказываются без средств к существованию. 1
- Неустойчивость экономического развития. 1 Особенно в части занятости и уровня цен. 1
Решить провалы рынка можно с помощью государственного регулирования экономики. 1 Некоторые методы:
- Антимонопольное законодательство. 1 Оно устанавливает для всех участников рынка «равные правила игры» и защищает собственность. 1
- Регулирование деятельности монополий. 1 Если монополию устранить нельзя (ситуация естественной монополии), то государство должно либо возглавить её, либо жёстким образом регулировать её деятельность. 1
- Установка требований к производителям. 1 Государство устанавливает в отношении производителей ряд требований (запретов, обязательств). 1 Их соблюдение тщательно контролируется, в случае нарушения производители наказываются, в случае соблюдения — поощряются. 1
- Поддержка производства общественных благ. 3 При положительных внешних эффектах (часть выгод, связанных с деятельностью или фактором производства, бесплатно достаётся третьим лицам) государство вводит систему стимулирования и субсидирования, иную государственную поддержку. 3
Перед тем как приступить к сглаживанию и устранению провалов рынка, государство должно идентифицировать причины их возникновения. 1