Товары Гиффена (или эффект Гиффена) существуют в экономике из-за реакции потребителей на угрозу дефицита в определённых ситуациях. 3
Некоторые причины возникновения такого эффекта:
- Кризис и инфляция. 13 На фоне падения доходов и цены валюты население начинает активно экономить и тратить деньги только на базовые продукты. 3
- Войны и стихийные бедствия. 3 Люди теряют работу, оказываются без дома и средств к существованию. 3 Всё это приводит к тому, что они тратят сбережения исключительно на самое необходимое — дешёвую еду. 3
- Неурожай. 3 Резкое снижение производства может спровоцировать эффект Гиффена. 3
Эффект Гиффена проявляется для низкокачественных и незаменимых товаров, которые составляют основу потребления для малообеспеченных групп населения. 1
Также существуют другие причины возникновения эффекта Гиффена, среди них:
- Эффект замещения. 4 При увеличении цены низкокачественного товара потребители могут начать предпочитать его более дорогим аналогам, так как считают его лучшим вариантом относительно других товаров. 4
- Эффект дохода. 4 При высоком уровне инфляции и фиксированных доходах увеличение цены на товар может привести к увеличению реального дохода потребителя. 4 В результате он может перераспределить свои средства в пользу приобретения товара Гиффена, повышая спрос на него. 4
- Эффект уверенности. 4 Если потребители считают, что цена на товар будет продолжать расти, они могут увеличить спрос на него сейчас, чтобы избежать потери из-за инфляции в будущем. 4