На изменение спроса на товары первой необходимости влияют разные факторы, среди них:
- Доход потребителей. 13 При росте общего дохода населения, как правило, повышается спрос на качественные товары, а на некачественные падает. 3
- Количество потребителей. 13 Чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот, сокращение покупателей снижает спрос. 3
- Вкусы и предпочтения потребителей. 34 Сюда можно отнести моду на конкретный вид товара. 3 Если мнение потребителя о каком-то товаре улучшилось за счёт рекламы или отзывов окружающих, то спрос на него возрастёт, несмотря на ценовые факторы. 3
- Потребительские ожидания. 14 Если потребители ожидают увеличения стоимости, то приобретают продукцию заранее, стимулируя повышение спроса. 4
- Сезонность. 14 Некоторые товары пользуются спросом только в определённые сезоны, например, зимняя одежда. 4
- Цены на товары-заменители. 14 Это товары, которые могут заменить собой другие. 4 С помощью них можно удовлетворить те же нужды покупателя. 4
Также существует ажиотажный спрос — спрос, значительно превышающий нормальный уровень и вызванный ожиданием изменения цен или исчезновением товара из продажи. 2