Повышение цен на товары может происходить поэтапно по разным причинам, среди них:
- Рост затрат на производство. 2 Когда увеличиваются цены на сырьё, энергию, растёт заработная плата и производственные издержки, компании повышают цены на готовые товары и услуги. 2
- Сокращение предложения. 2 Из-за природных катастроф, политических конфликтов или перебоев в цепочках поставок компании не могут производить или доставлять товары в необходимом количестве. 2 Дефицит запускает рост цен, так как покупатели конкурируют за ограниченные ресурсы. 2
- Рост цен на импортируемые товары. 2 Если страна живёт за счёт импорта, повышение цен на мировом рынке может привести к увеличению цен внутри страны. 2
- Высокие инфляционные ожидания. 3 Когда люди ждут, что цены в будущем сильно вырастут, они зачастую меняют своё поведение: запасаются товарами впрок и меньше сберегают. 3 Компании в такой ситуации начинают заранее повышать цены на свою продукцию. 3
Также постепенное повышение цен может быть выбрано как стратегия, которая будет понятна покупателям и не вызовет у них негативных эмоций. 5