Парадокс Гиффена вызывает споры в экономической теории по нескольким причинам:
- Отсутствие экспериментальных доказательств. 5 Многие экономисты подвергают теорию сомнению из-за того, что эффект Гиффена наблюдают редко, и каждый его случай считают уникальным. 2 Возможно, прямую корреляцию цены и спроса провоцирует не эффект Гиффена, а какие-то другие обстоятельства, которые не учитываются в его теории. 2
- Противоречие основному закону экономики. 5 Парадокс Гиффена противоречит общепринятому принципу, согласно которому повышение цен на товары обычно снижает их спрос. 4
- Невозможность изучения всех условий. 1 Невозможно изучить все факторы, которые создают почву для изменения привычного поведения покупателей. 1
- Разные взгляды на выбор потребителей. 35 Эффект Гиффена предполагает, что потребители всегда будут выбирать более дешёвый продукт, даже если он имеет более низкое качество. 3 Однако в реальной жизни потребители часто предпочитают более дорогие и качественные товары. 3
- Неработаемость эффекта в некоторых случаях. 3 Эффект Гиффена может не работать, когда потребители не считают товар предметом первой необходимости или когда они могут заменить его на аналогичный. 3
Несмотря на критику, эффект Гиффена остаётся важной концепцией в экономической теории и может быть полезен для понимания поведения потребителей в некоторых ситуациях. 3