Некоторые товары могут не подчиняться законам спроса и предложения из-за различных факторов, среди которых:
- Ограниченные ресурсы. 1 Например, сельскохозяйственные угодья, из-за чего объём предложения может быть ограничен. 1
- Монополистические отрасли. 1 Законы предложения утрачивают силу, когда на рынке есть только один продавец товара, который может определять цену и диктовать количество товара, доступное для продажи по любой заданной цене. 1
- Скоропортящиеся товары. 1 Из-за ограниченного срока хранения у компаний может появиться стимул продавать продукт по более низкой цене, чтобы избежать полной потери. 1
- Редкие, коллекционные предметы. 1 За такие товары часто возникает ценовая надбавка, так как их запас может быть ограничен единственным экземпляром. 1
- Нейтральные товары. 3 Спрос на такие товары не подвержен влиянию изменения дохода, уровень их потребления обычно задаётся физиологически (например, соль). 3
- Эффект «цена — показатель качества». 3 При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности на единицу затрат, чем при покупке дешёвого товара. 3
- Эффект ожидаемой динамики цен. 23 Если потребители ожидают дальнейшего снижения цены на товар, понижение цены в данный момент времени может сопровождаться сокращением спроса. 2 Если же потребители ожидают повышения цены в будущем, спрос может возрасти в настоящий момент времени. 2