Неценовые факторы спроса и предложения могут изменить равновесие на рынке, потому что они влияют на спрос и предложение независимо от стоимости товара. www.vbr.ru
Некоторые неценовые факторы спроса и их влияние на равновесие рынка:
- Доход потребителя. www.rbc.ru www.vbr.ru При росте благосостояния клиенты могут обращать внимание на товары из более высоких ценовых категорий, и наоборот. www.vbr.ru
- Цена заменяющего товара. www.rbc.ru Рост цены на один из товаров может вызвать рост спроса на другой. www.rbc.ru
- Цена дополняющего товара. www.rbc.ru Если цена на товар, который покупают вместе с основным, повышается, то спрос на него падает. www.rbc.ru
- Мнения о товаре. www.rbc.ru Если мнение потребителя об определённом товаре улучшилось за счёт рекламы или отзывов окружающих, то спрос на него возрастёт. www.rbc.ru
- Экономические ожидания. www.vbr.ru Например, снижение ставки по ипотеке на покупку жилья в новостройках может привести к покупательскому буму и последующему росту цен на строящееся жильё. www.vbr.ru
Некоторые неценовые факторы предложения и их влияние на равновесие рынка:
- Цены на ресурсы. www.rbc.ru books.econ.msu.ru Если они снижаются, то становятся меньше издержки производства, а значит, может вырасти предложение. www.rbc.ru И наоборот, повышение цен на сырьё может сократить предложение. www.rbc.ru
- Технология производства. www.rbc.ru books.econ.msu.ru Если была изобретена новая, более эффективная технология, предложение наверняка увеличится. books.econ.msu.ru А если прежняя технология стала недоступна и придётся перейти на менее эффективную, предложение уменьшится. books.econ.msu.ru
- Налоги и дотации. www.rbc.ru Когда налоги растут, растёт и цена, а значит, предложение может снижаться. www.rbc.ru Дотации же, наоборот, ведут к уменьшению издержек, а значит, предложение может расти. www.rbc.ru
- Цены на другие товары того же производителя. www.rbc.ru Например, если цена на продукт А вырастет, то бизнес будет производить его больше, а продукт Б отложит до лучших времён. www.rbc.ru
- Рост числа продавцов. www.rbc.ru Чем больше конкуренции, тем, как правило, больше предложения с корректировкой цен. www.rbc.ru