Неценовые факторы спроса и предложения могут изменить равновесие на рынке, потому что они влияют на спрос и предложение независимо от стоимости товара. 2
Некоторые неценовые факторы спроса и их влияние на равновесие рынка:
- Доход потребителя. 12 При росте благосостояния клиенты могут обращать внимание на товары из более высоких ценовых категорий, и наоборот. 2
- Цена заменяющего товара. 1 Рост цены на один из товаров может вызвать рост спроса на другой. 1
- Цена дополняющего товара. 1 Если цена на товар, который покупают вместе с основным, повышается, то спрос на него падает. 1
- Мнения о товаре. 1 Если мнение потребителя об определённом товаре улучшилось за счёт рекламы или отзывов окружающих, то спрос на него возрастёт. 1
- Экономические ожидания. 2 Например, снижение ставки по ипотеке на покупку жилья в новостройках может привести к покупательскому буму и последующему росту цен на строящееся жильё. 2
Некоторые неценовые факторы предложения и их влияние на равновесие рынка:
- Цены на ресурсы. 14 Если они снижаются, то становятся меньше издержки производства, а значит, может вырасти предложение. 1 И наоборот, повышение цен на сырьё может сократить предложение. 1
- Технология производства. 14 Если была изобретена новая, более эффективная технология, предложение наверняка увеличится. 4 А если прежняя технология стала недоступна и придётся перейти на менее эффективную, предложение уменьшится. 4
- Налоги и дотации. 1 Когда налоги растут, растёт и цена, а значит, предложение может снижаться. 1 Дотации же, наоборот, ведут к уменьшению издержек, а значит, предложение может расти. 1
- Цены на другие товары того же производителя. 1 Например, если цена на продукт А вырастет, то бизнес будет производить его больше, а продукт Б отложит до лучших времён. 1
- Рост числа продавцов. 1 Чем больше конкуренции, тем, как правило, больше предложения с корректировкой цен. 1