Эффект замещения влияет на формирование цен на рынках, потому что он изменяет структуру потребительского спроса. 3 При росте цен одного блага потребитель переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. 3 Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешёвыми. 3 В результате спрос на первоначальное благо падает. 3
Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. 3 Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. 3 Это приведёт к повышению спроса на чай. 3
Таким образом, эффект замещения всегда направлен в сторону, противоположную изменению цены: с уменьшением цены за счёт эффекта замещения происходит увеличение величины спроса, а с её увеличением — уменьшение величины спроса. 5