Эффект замещения считается важной экономической концепцией, потому что он отражает реакцию потребителя на изменение относительных цен. 1
Суть эффекта в том, что при росте цен одного блага потребитель переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. 3 Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешёвыми. 3 В результате спрос на первоначальное благо падает. 3
Например, если повышается цена на кофе, то для потребителей чай становится относительно дешевле, и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. 3 Это приведёт к повышению спроса на чай. 3
Таким образом, эффект замещения помогает анализировать поведение потребителя, определять, насколько изменение величины спроса на товар вызвано изменением пропорции обмена двух товаров и насколько — изменением покупательной способности потребителя. 1