Эффект замещения и эффект дохода влияют на спрос по-разному, потому что они действуют в разных ситуациях и на разные товары по-разному. 13
Эффект замещения проявляется, когда потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. 2 В результате спрос на первоначальное благо падает. 2 Например, если повышается цена на кофе, то для потребителей чай становится относительно дешевле, и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. 2
Эффект дохода, в свою очередь, возникает, когда при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. 2 Например, падение цены на чай делает потребителя относительно богаче, и прирост дохода может быть направлен на покупку дополнительного количества чая. 2
Для нормальных товаров эффекты замещения и дохода действуют в одном направлении: подешевевших товаров покупается значительно больше. 1
Для товаров низшей категории эффекты действуют разнонаправленно. 2 Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то снижение цены станет причиной роста спроса. 1 Если эффект дохода окажется сильнее, то, наоборот, снижение цены спровоцирует сокращение потребления товара. 1
Таким образом, влияние эффектов на спрос зависит от того, к какой категории относится товар и какой из эффектов действует с большей силой. 1