Эффект замещения для товаров Гиффена имеет противоположное направление, потому что эффект дохода в случае с таким товаром перевешивает эффект замещения. 2
Эффект замещения побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен относительно подорожавших. 3 Он всегда приводит к повышению величины спроса при снижении цены и к уменьшению величины спроса — при повышении цены товара. 3
Однако для товаров Гиффена, которые не имеют подходящих по бюджету заменителей и жизненно необходимы для их потребителей, спрос на них растёт даже при снижении реальных доходов покупателей, а потребление других товаров, даже относительно подешевевших, сокращается. 5
Таким образом, при снижении цены на товар Гиффена спрос на него уменьшается, а при повышении цены — увеличивается. 2