Цена и спрос обратно пропорциональны друг другу из-за логики и поведения потребителей. 2
Некоторые причины такой зависимости:
- Удовлетворение спроса ограничено ценой. 1 Высокая цена снижает уровень удовлетворения потребностей покупателя и способствует скоплению излишних товаров, которые нужно реализовать по более низким ценам. 1
- Принцип убывающей потребности. 1 Отдельные товары, пользующиеся большим спросом, можно приобрести по высокой цене, но в ограниченном количестве. 1 Полезность для покупателя резко падает, и последующая единица товара может быть куплена только по более низкой цене. 1
- Эффект дохода. 1 При снижении цен на конкретную продукцию появляется возможность приобрести её больше или расширить ассортимент и купить дополнительно другой товар. 1 При росте цен возможность удовлетворения потребности сокращается. 1
- Эффект замещения. 2 Когда цена определённого товара падает по сравнению с другими, потребители могут заменить его другим, более дорогим товаром, который они обычно покупали, но не будут покупать из-за дороговизны. 2
Однако есть исключения: например, спрос на предметы первой необходимости, такие как хлеб или лекарства, может расти даже по мере роста цен, потому что потребители нуждаются в них, несмотря ни на что. 2