В современной коммерческой практике существуют различные виды торгов, которые можно классифицировать по разным параметрам, например по условиям допуска участников, формату проведения и форме. 4
По условиям допуска участников различают открытые и закрытые тендеры: 4
- Открытый тендер. 4 В нём может принять участие любой, кто изъявил желание и соответствует требованиям заказчика. 4
- Закрытый тендер. 4 В нём могут принять участие только те, кто приглашён заказчиком. 4
По формату проведения тендеры делятся на электронные и офлайновые: 4
- Электронные тендеры. 4 Проводят в онлайне, на электронных торговых площадках. 4
- Офлайн-тендеры. 4 Проводят на бумажных носителях. 4 Потенциальные поставщики передают заказчику документы по тендеру, а тот выбирает победителя. 4
По форме выделяют три вида тендеров: 4
- Конкурс. 4 Поставщика выбирают по важным для заказчика критериям. 4 Эти критерии указаны в документах к тендеру, например, одним из них может быть опыт в поставках аналогичного товара. 4 Все предложения оценивают по этим критериям и начисляют баллы за каждый из них. 4 Побеждает тот, кто набрал большее число баллов. 4
- Аукцион. 4 В нём есть один критерий выбора: цена. 4 Каждый участник предлагает свою цену. 4 Побеждает тот, кто соответствует условиям заказчика и предложил минимальную цену. 4
- Запрос котировок. 4 Единственный критерий определения поставщика — цена предложения. 4 Но, в отличие от аукциона, участники обозначают цены сразу — в момент подачи заявки на участие. 4
Кроме того, в коммерческой практике встречаются такие виды торгов, как многолотовая закупка, альтернативное предложение, редукцион, прямая закупка, закупка во исполнение доходных договоров и другие. 3