Роялти можно классифицировать по разным критериям, в том числе по способу расчёта или на основании источника дохода. 2 Некоторые виды роялти в разных сферах бизнеса:
По способу расчёта: 1
- Фиксированные роялти. 1 Заранее установленная сумма, которая выплачивается с определённой регулярностью вне зависимости от объёма продаж, прибыли или других показателей. 1
- Процент от прибыли. 3 Более гибкая модель, при которой роялти рассчитывается как процент от дохода, полученного от использования интеллектуальной собственности. 3
- Смешанная модель. 3 Пользователь интеллектуального права платит процент от дохода, но выплата должна быть не ниже оговорённой суммы. 3
- Скрытые платежи. 2 Обычно применяются в ретейле, когда компания продаёт франшизу. 3 Условия договора могут подразумевать, что франчайзи закупает у франчайзера товар, в стоимость которого заложено роялти. 3
По области применения: 1
- Авторские роялти. 1 Выплачиваются авторам художественных произведений за их использование. 1 Обычно составляют процент от продаж. 1
- Франчайзинговые роялти. 1 Выплаты владельцу франшизы от франчайзи за использование торговой марки и бизнес-модели. 1 Обычно это фиксированная сумма или проценты от оборота. 1
- Патентные роялти. 1 Выплачиваются за лицензию на использование защищённого патентом изобретения. 1 Расчёт часто осуществляется в процентах от продаж. 1
- Роялти на ресурсы. 1 Платежи за добычу природных ресурсов, таких как нефть или газ. 1 Обычно фиксированные суммы или проценты от доходов. 1
- Микророялти. 1 Небольшие выплаты за использование цифрового контента, таких как стриминговые платформы или цифровое распространение. 1
Размер роялти и принцип начисления определяются в результате переговоров между обладателем авторских прав и тем, кто хочет ими воспользоваться. 5