Некоторые виды оценки, используемые в современной деловой практике:
Качественные методы. 4 К ним относятся матричный метод (сравнение качеств конкретного человека с идеальной моделью сотрудника для той или иной должности), метод системы произвольных характеристик (кадровая служба или руководитель выделяют самые крупные достижения и самые серьёзные нарушения в работе и делают выводы на основе их сопоставления), оценка выполнения задач (оценивается работа сотрудника в целом), метод «360 градусов» (оценка работника коллегами, руководителями, подчинёнными, клиентами и им самим) и групповая дискуссия (разговор работника с руководителем или экспертами в этой сфере деятельности о результатах его работы и перспективах). 4
Количественные методы. 4 К ним относятся метод балльной оценки (за каждое профессиональное достижение персонал получает определённое, заранее оговорённое количество баллов, которые суммируются по итогам конкретного периода — месяца, квартала или года), ранговый метод (группа руководителей составляет рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются между собой, и тех сотрудников, которые оказались на самых низких позициях, увольняют или переводят на менее ответственную должность) и метод свободной балльной оценки (в этом случае каждое качество сотрудника оценивается экспертами на определённое количество баллов, а результаты суммируются). 4
Комбинированные методы. 4 В них используются и описательные, и количественные аспекты. 4 К ним относятся метод суммы оценок (каждая характеристика работника оценивается по определённой шкале, а затем выводится средний показатель, сравниваемый с идеальным для конкретной должности) и система группировки (всех сотрудников делят на несколько групп — от тех, кто работает неудовлетворительно, до тех, чья работа практически безупречна). 4
Аттестация. 13 Периодические экзамены для персонала, на которых комплексно оценивается квалификация человека, результаты труда за отчётный период, актуальное состояние навыков и знаний, уровень soft skills. 1
Ассессмент-центр. 1 В нём используют деловые игры, моделирование ситуаций, тестирование. 2 За всеми действиями следит группа экспертов, оценивающая качество выполнения заданий и анализирующая ситуацию. 2
Деловые игры. 14 Имитационная модель рабочих ситуаций позволяет проверить навыки сотрудника и обучить его, повысить деловые качества. 1