В управленческом учёте выделяют четыре группы бюджетов: 1
- Основные (общие). 2 Это стратегические планы, которые определяют общую направленность деятельности компании и способствуют достижению желаемых финансовых результатов. 2 К ним относятся:
- Бюджет доходов и расходов (БДР). 2 Планирует объём выручки, прибыли и затрат. 2
- Бюджет движения денежных средств (БДДС). 2 Планирует все денежные поступления и расходы компании. 2
- Бюджет по балансовому листу (ББЛ). 2 Прогнозирует состояние активов и пассивов компании на определённую дату. 2
- Операционные. 2 Планируют деятельность, связанную с основным видом деятельности компании. 2 Они могут быть сформированы по различным показателям: объёму продаж, объёму выпуска продукции, объёму запасов (товарных и производственных), коммерческим и административным расходам. 2
- Вспомогательные. 2 Не связаны с основной деятельностью компании, но помогают определить затраты и поступления, связанные с внешним финансированием. 2 К ним относятся кредитный бюджет (план заёмных средств) и налоговый бюджет (расходы и доходы от налогов). 2
- Специальные (дополнительные). 2 Это детализированные планы, которые разделяют статьи основных бюджетов. 2 Например, это может быть бюджет распределения чистой прибыли или детальный план по конкретному продукту. 2
Каждая организация самостоятельно определяет, какие виды бюджетов она будет использовать при ведении управленческого учёта. 1 Их перечень зависит от особенностей деятельности компании, её масштабов, поставленных целей по управленческому учёту. 1