В экономической теории существуют два подхода к измерению полезности: 1
- Количественный (кардиналистский). 1 Опирается на идею предельной полезности. 1 Для измерения используются различные количественные единицы, например ютили (от англ. «utility» — полезность). 4
- Сравнительный (ординалистский). 1 Основан на сравнении потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. 1 Предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не измеряются количественно, а только сравниваются, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой. 1
Также существует интегрированный методологический подход, основанный на стыке общей экономической теории и маркетинга. 3 В рамках него полезность экономического блага представляется как субъективная категория, количественную оценку которой даёт потребитель, ограниченный располагаемыми ресурсами (денежным бюджетом, временем, аналитическими способностями). 3