Обязательных форм и правил написания пояснительной записки для бизнеса нет. 1 Каждая организация вправе внести в документ только те пояснения, которые учитывают её особенности и сферу деятельности. 1
Один из возможных планов пояснительной записки к бухгалтерскому балансу: 1
- Данные о предприятии. 1 Включают адрес организации, её подразделений и филиалов, информацию о руководителях, учредителях и аффилированных лицах предприятия, о видах разрешённой деятельности, среднегодовой численности сотрудников и т. п.. 1
- Общие данные об учётной политике. 1 Включают сведения о методах оценки готовой продукции, запасов, амортизации, методах определения финансового результата и иных статей. 1 Если в течение года вносились изменения в учётную политику организации, в пояснениях следует обосновать необходимость изменений и проанализировать их последствия. 1
- Основные текущие финансовые показатели за отчётный период. 1 В этом пункте нужно пояснить размеры выручки и затрат по видам деятельности, суммы полученных государственных средств. 1 Расшифровать крупные расходные или доходные операции за текущий год. 1 Объяснить предпосылки и последствия проведённых и запланированных крупных сделок, если они повлияют на анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. 1
- Пояснения к отдельным статьям баланса или иных отчётов. 1 Здесь отражают сведения об изменениях в капиталах организации (уставном, резервном и т. п.). 1 Оценивают состав и движение резервов предприятия, структуру и объём основных средств и нематериальных активов. 1 Поясняют данные об арендованном имуществе и финансовых вложениях. 1 Расшифровывают состав затрат на разработку и производство продукции. 1 Анализируют зависимость объёма реализации товаров и услуг по видам деятельности и рынкам сбыта. 1
Пояснительную записку можно дополнить также показателями, характеризующими определённую специфику бизнеса. 3