Некоторые принципы, лежащие в основе теории эффективного спроса, разработанной Дж. М. Кейнсом:
- Решающая роль эффективного спроса в стимулировании экономического роста и преодолении экономической депрессии. 3 Эффективный спрос определяется реальным объёмом национального производства товаров и услуг, который потребители, предприятия и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. 3
- Влияние спроса на занятость и объём выпуска. 1 Слабый спрос ведёт к перепроизводству, замедлению хозяйственной деятельности, снижению доходов и высвобождению невостребованной рабочей силы. 1 Высокий уровень спроса, наоборот, стимулирует сокращение запасов, увеличивает производственный выпуск, растёт занятость и доходы. 1
- Зависимость совокупного спроса от цены. 3 Чем ниже уровень цен, тем больше реальный объём национального производства, который будет куплен. 3
- Предельная склонность к потреблению и сбережению. 3 В основе связи и взаимодействия этих показателей, по мнению Кейнса, лежит основной психологический закон: люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход. 3
- Значение размера инвестиций. 12 Кейнс считал размер инвестиций главным фактором эффективного спроса и, как следствие, роста национального дохода. 2