В разных странах с переходной экономикой применялись различные методы перехода к рыночной экономике, которые зависели от исторических, культурных, политических и экономических особенностей каждой страны. cyberleninka.ru
Выделяют две основные модели перехода к рыночной экономике: cyberleninka.ru
- Градуализм (эволюционный переход). cyberleninka.ru Предполагает постепенное проведение реформ с учётом специфики и потенциала каждой страны. cyberleninka.ru Подразумевает активное участие государства в регулировании и стимулировании переходного процесса. cyberleninka.ru Примеры стран, которые использовали эту модель: Китай, Индия, Вьетнам и другие азиатские страны. cyberleninka.ru
- Шоковая терапия (радикальный переход). cyberleninka.ru Предполагает одновременное проведение всех необходимых реформ, таких как либерализация цен, приватизация собственности, стабилизация макроэкономических показателей и интеграция в мировую экономику. cyberleninka.ru Подразумевает минимальное участие государства в регулировании и стимулировании переходного процесса. cyberleninka.ru Примеры стран, которые использовали эту модель: Россия, Польша, Чили и другие страны Восточной Европы и Латинской Америки. cyberleninka.ru
Некоторые методы перехода к рыночной экономике:
- Либерализация. www.imf.org www.work5.ru Включает снятие или снижение государственной регуляции цен, уменьшение тарифов и квот на импорт и экспорт, а также поощрение иностранных инвестиций. www.work5.ru
- Реорганизация и приватизация. www.imf.org Предполагает создание жизнеспособного финансового сектора и реформирование предприятий для производства товаров, которые можно было бы продавать на свободных рынках, и передачу их в частную собственность. www.imf.org
- Макроэкономическая стабилизация. www.imf.org Предполагает контроль и снижение инфляции, достижение устойчивого платёжного баланса. www.imf.org
- Правовая и институциональная реформа. www.imf.org Нужна для переориентирования роли государства, установления правопорядка и проведения в жизнь соответствующей политики поддержки конкуренции. www.imf.org