Существуют три основных метода оценки стоимости компании: 2
- Сравнительный подход. 2 Компанию сравнивают с аналогичной, стоимость которой известна. 2 Для этого используют цены совершённых сделок или цены из объявлений о продаже. 2
- Затратный подход. 2 Опирается на стоимость активов компании. 2 Предполагает, что стоимость бизнеса зависит от размера понесённых на него расходов. 2 Есть два основных метода затратного подхода в оценке бизнеса: 2
- Метод чистых активов. 2 Оценщик оценивает материальные и нематериальные активы компании — например, недвижимость, транспорт, оборудование, ценные бумаги, товарные знаки, собственные изобретения компании. 2 Затем из этой суммы вычитает величину обязательств — долгов. 2
- Метод ликвидационной стоимости. 2 Оценщики рассчитывают сумму, которую собственник получит, если ликвидирует компанию и распродаст все материальные активы по отдельности. 2 В этом случае учитывают затраты на демонтаж, комиссионные выплаты, налоги на продажу имущества и другие сопутствующие затраты. 2
- Доходный подход. 2 Опирается на возможные будущие доходы компании. 2 Предполагает, что стоимость компании зависит от размера доходов, которые компания будет генерировать в будущем. 2 Соответственно, чем больше прибыли приносит бизнес, тем он дороже. 2 В доходном подходе есть два метода — метод прямой капитализации и метод дисконтирования. 2 Чаще всего применяют метод дисконтирования. 2 Оценщик прогнозирует будущие доходы компании на несколько лет вперёд. 2 Затем с помощью ставки дисконтирования дисконтирует их к дате оценке. 2
Выбор метода зависит от цели оценки, размера предприятия, сферы его деятельности и жизненного этапа. 1 Для подбора подходящего метода рекомендуется обратиться к специалисту.