При формировании конечной стоимости готового изделия в розничной торговле используют разные методы, которые можно условно разделить на затратные, ориентированные на конкурентов и параметрические (производственные). 1
Затратные методы ориентируются на сумму издержек на производство и реализацию товара. 1 Некоторые из них:
- Метод полных издержек. 13 При этом не учитываются спрос и конкуренция на рынке. 1 Основная задача — покрыть все расходы на производство товара. 1
- Метод прямых затрат (минимальных издержек). 1 Фирма оценивает спрос на товар при разных ценах и, исходя из прогнозируемого объёма продаж, делает наценку. 1
- Метод предельных (переменных) издержек. 1 Используют, когда компания планирует увеличить продажи за счёт имеющихся производственных мощностей. 1
Методы, ориентированные на конкурентов, применяют на рынках с высокой конкуренцией. 1 Некоторые из них:
- Метод мониторинга конкурентных цен. 1 Стоимость устанавливают с учётом среднерыночной или на уровне главного конкурента, лидера, который диктует цены остальным фирмам на рынке. 1
- Метод конкурса (тендерный). 1 Когда круг покупателей ограничен, а продавцов много, выигрывает предложение с наименьшей ценой. 1
Параметрические (производственные) методы используют для расчёта цены на новые товары на основе сравнения их со старыми или базовыми моделями. 1 Некоторые из них:
- Агрегатный. 1 Цена сложного продукта считается как стоимость отдельных составляющих и стоимость работ по сборке. 1
- Метод удельной цены. 1 Продукт сравнивают с базовым и оценивают с точки зрения новых потребительских качеств, которые снижают или увеличивают стоимость. 1
- Метод балльных оценок. 1 Эксперты оценивают потребительские товары с помощью специальной шкалы, каждому баллу присваивается цена, из которой складывается общая стоимость изделия. 1
- Метод регрессионного анализа. 1 С помощью регрессионного уравнения рассчитывают взаимосвязь между изменением характеристик изделия и ценой. 1
Выбор метода зависит от роли товара: для сигнальных товаров подходит конкурентное ценообразование, для ассортиментных — метод наценки, а для премиальных и нишевых — ценообразование на основе ценности. 2