Для определения доли конкретного товара в общем объёме используются различные методы, например:
- ABC-анализ. 12 Позволяет рассчитать долю товара от всего объёма продаж по формуле: прибыль товара / общая сумма прибыли по всем позициям * 100%. 1 Затем товары делят на группы: A (20% товаров приносят 80% продаж), B (30% товаров дают 15% продаж), C (50% товаров составляют 5% продаж). 1
- XYZ-анализ. 1 С его помощью товары разделяют на группы в зависимости от стабильности спроса: X (постоянный спрос на продукт или услугу, максимальная точность прогноза), Y (менее регулярный спрос, сложнее спрогнозировать дальнейшие продажи), Z (самые непредсказуемые по спросу товары). 1
- Метод расчёта доли рынка в натуральном выражении. 4 Это отношение количества единиц товара, которое продала фирма, к общему отраслевому объёму продаж товара. 4 Формула расчёта: ДР = Единичные продажи фирмы / Суммарные рыночные продажи. 4 Для процентного выражения рыночной доли частное умножают на 100. 4
- Метод расчёта доли рынка в стоимостном выражении. 4 Вместо количества реализованной продукции используют её стоимость. 4 Формула расчёта: ДР = Объём продаж компании в валюте / Объём продаж в валюте по отрасли. 4
- Метод расчёта доли рынка через интенсивность потребления (метод P&C). 4 Для расчёта по методике Парфитта и Коллинза учитывают исследования, выполняемые на основе регулярной выборки клиентов. 4 Формула для анализа доли рынка: ДР = Проникновение бренда * Повторная покупка бренда * Интенсивность потребления. 4