Некоторые методы анализа данных, которые помогают компаниям эффективно управлять товарным ассортиментом:
- АВС-анализ. 24 Подразумевает ранжирование продуктов по заранее определённым параметрам. 2 Позволяет определить, какие изделия приносят наибольшую эффективность торговле, какие — являются создателями товарооборота, а также выявить то, что не приносит никакой пользы. 3
- Анализ рентабельности. 45 Основан на определении показателей рентабельности при различных состояниях номенклатуры, а также их сопоставительном сравнении друг с другом. 45 Позволяет оценить эффективность производства каждой номенклатурной позиции и на основе полученных данных принять обоснованное управленческое решение касательно целесообразности её закупки. 4
- Анализ по методу Дибба-Симкина. 45 Основан на оценке данных, характеризующих динамику продаж и себестоимость продукции (без учёта постоянных затрат). 45 Позволяет выявить базовые направления развития отдельных товарных групп, определить приоритетные позиции ассортимента, а также произвести оценку эффективности ассортиментной структуры и отыскать способы её оптимизации. 4
- Анализ совместных покупок. 45 Относится к категории матричных методов анализа товарного ассортимента. 4 В своей основе он опирается на выявление связей между продуктами, которые образуются в результате их взаимного дополнения для удовлетворения потребности либо устойчивого потребительского поведения, то есть поведения покупателей, которые приобретают эти товары одновременно. 4
- Анализ по адаптированной матрице BCG. 45 В основе построения матрицы лежит использование двумерной системы координат, где ось Х отражает долю в объёме продаж фирмы, а ось У — темпы, с которыми растут продажи продукта по отношению к базовому периоду. 45 В результате построения матрицы выделяется четыре группы товаров: «звёзды» (высокие темпы роста, много прибыли), «дойные коровы» (большая доля рынка, низкие темы роста), «дикие кошки» (малая доля рынка, высокие темы роста), «собаки» (малая доля рынка, низкие темы роста). 4
Единой общепринятой методики проведения анализа товарного ассортимента не существует. 4