Некоторые методы анализа данных, которые можно использовать для оценки рентабельности продукции:
- Сравнительный анализ. 12 Предполагает сравнение отдельных показателей рентабельности внутри компании или с показателями конкурентов. 12 Позволяет оценить эффективность бизнеса в целом и его привлекательность как объекта для инвестирования. 1
- Факторный анализ. 12 Помогает выявить взаимосвязи между факторами, которые определяют рентабельность. 1 Факторный анализ отражает влияние факторов-показателей на результат и способствует определению оптимального пути к уменьшению издержек и затрат, увеличению доходов и прибыли. 2
- Индексный анализ. 12 Позволяет оценить динамику экономических явлений и движение объёма продукции, изменение цен, производительность, себестоимость и т. д.. 2 С помощью этого анализа можно оценить, как на рентабельность влияют определённые индексы (внешние или внутренние факторы, экономические показатели, конкретные затраты и т. д.). 2
- Горизонтальный анализ. 3 Позволяет провести детальное сравнение показателей рентабельности компании за разные периоды времени. 3 Этот метод анализа помогает выявить тенденции изменения и выяснить причины этих изменений. 3
- Анализ в динамике. 5 Все показатели рентабельности нужно сравнивать за несколько периодов, желательно, не менее, чем за 3–4 года, если есть такая информация. 5 В идеале от периода к периоду должна расти как рентабельность, так и абсолютная прибыль. 5
- Сравнение с установленным нормативом. 3 Норматив может выбираться равным среднеотраслевому значению, значению рентабельности компании-конкурента или быть равным желаемому значению для компании. 3
- Сравнение с отраслевым значением. 3 Показатели рентабельности сравниваются со среднеотраслевыми значениями или иными внешними данными (например, ставки по банковским вкладам или кредитам). 3