Некоторые ключевые факторы, которые важно учитывать при составлении бизнес-плана на несколько лет:
- Анализ рынка. 15 Необходимо изучить ёмкость и структуру рынка, прогнозы его изменения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. 1 Также важно узнать целевую аудиторию и её потребности. 5
- Изучение конкурентов. 12 Нужно исследовать их продукты, услуги, цены и стратегии. 2 Это поможет понять, какой опыт можно у них перенять и за счёт чего обойти их. 1
- Уникальное торговое предложение (УТП). 23 Необходимо продумать, чем предложение будет отличаться от конкурентов, и проанализировать, почему клиент выберет продукт или услугу новой компании, а не той, к которой привык. 3
- Структура организации. 3 В плане важно указать, какая правовая форма будет у организации, сколько на старте будет сотрудников, какие у них роли и задачи. 3
- Финансовая модель. 3 Поможет спрогнозировать выручку, учесть все расходы на открытие и ежемесячные выплаты на аренду и персонал. 3
- Оценка эффективности, рентабельность. 3 У бизнеса должна быть точка окупаемости — момент, когда доход от продаж превысит расходы на запуск. 3
- Маркетинговая стратегия. 13 Здесь описывается, как компания будет достигать своей целевой аудитории, с помощью каких инструментов: СМИ, контекстной рекламы, таргета, инфлюенс-маркетинга или других каналов. 3
- Риски. 12 Необходимо предусмотреть возможные риски и создать план действий для их смягчения. 2 Также важно разработать альтернативные сценарии развития бизнеса, если условия на рынке резко поменяются. 2
- Законодательные аспекты. 2 Необходимо учитывать законы и регулирования, связанные с отраслью бизнеса. 2 Их нарушение может привести к юридическим проблемам. 2
Бизнес-план должен быть динамическим документом, который периодически обновляется. 2 Он должен отражать актуальные изменения в бизнес-среде и стратегии компании. 2