Некоторые инструменты анализа и оценки, которые используются в категорийном менеджменте:
- Ассортиментная матрица. 1 Позволяет классифицировать товары по категориям, оптимизировать ассортимент с учётом потребностей покупателей, сезонности, возможностей компании. 1
- SWOT-анализ. 13 Помогает определить сильные и слабые стороны бизнеса, поставщиков и категорий товаров. 1
- ABC-анализ. 1 Основан на принципе Парето, делит все товары на три группы. 1 Категория A включает самые важные товары, которые приносят наибольшую прибыль или занимают основную долю в обороте. 1
- XYZ-анализ. 1 Помогает проанализировать колебания спроса на товары и спрогнозировать востребованность разных категорий продуктов. 1
- Матрица БКГ (Boston Consult Group Matrix). 1 Позволяет понять, какие направления приносят выгоду, а какие являются убыточными и бесперспективными. 1
- Планограмма. 1 Визуальная схема размещения товаров на полках, которая помогает оптимизировать торговое пространство и стимулировать продажи. 1
- PEST-анализ. 23 Стратегический инструмент для анализа внешней среды, определения угроз и тенденций отрасли. 2
- Ретроспектива. 2 Метод улучшения текущих бизнес-процессов путём анализа и обсуждения их прошлых результатов (применяется для оценки поставщиков). 2
- A/B-тестирование. 2 Применяется для оценки эффективности той или иной категории, категорийного плана, продвижения категорий и т. д.. 2
- Опрос или анкетирование. 23 Способ изучения покупательских потребностей для определения стратегии, тактики или категорий. 2
- Дерево принятия решений. 2 Схематическое (визуализированное) представление процесса принятия решения покупателем в ходе совершения им покупок. 2