Некоторые факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса в разных товарных категориях:
- Уровень потребности в товаре для потребителя. 1 Товары первой необходимости, запчасти, услуги врачей и т. п. отличаются меньшей эластичностью спроса, поскольку потребители не могут легко отказаться от них, даже в случае изменений цен. 1
- Количество товаров-аналогов и продавцов на рынке. 1 Чем больше альтернатив, тем сильнее спрос зависит от цен. 1 Эта закономерность наиболее заметна в сегменте электроники. 1
- Доля расходов на товары в общем бюджете. 1 Если стоимость зажигалки вырастет вдвое, никто этого не заметит, ведь в общем бюджете её доля несущественная. 1
- Время, необходимое для выбора товара. 1 Чем дольше клиент принимает решение, тем больше шансов, что он найдёт альтернативу или отсрочит покупку. 1
- Лояльность к бренду. 1 Если бренд ассоциируется с высоким качеством или престижем, лояльные потребители вряд ли откажутся от его товара в пользу альтернатив, даже при изменении цены. 1
- Уровень дохода целевой аудитории. 1 Уровень дохода и представления потребителей о ценности товара влияют на их готовность реагировать на изменения цен. 1 Если потребители чувствительны к изменениям цен или имеют ограниченный бюджет, то спрос на товар будет более эластичным. 1
- Востребованность товара и степень насыщения потребителя. 2 Если рынок насыщен определённым товаром, то спрос на него имеет невысокую эластичность. 2 Противоположная ситуация будет с товаром-новинкой, спрос на который обладает высокой эластичностью. 2
- Наличие товаров-заменителей. 2 Эластичность спроса растёт с увеличением количества товаров, способных заменить данный товар на рынке. 2
- Время (сезонность). 2 На тёплую одежду спрос будет менее эластичен, чем летом — у людей необходимость купить что-то тёплое, иначе они замёрзнут. 2
- Степень новизны товара. 2 Если в продаже появился новый телефон, то спрос на него будет менее эластичен, чем на предыдущую версию — новизна телефона для людей решающий фактор при обдумывании новой покупки. 2
Факторы, влияющие на эластичность спроса, почти всегда динамично взаимодействуют между собой и нуждаются в комплексном анализе. 1