Эффект синергии возникает, когда в результате объединения у компании появляется новая компетенция или стратегическое преимущество, недоступное её конкурентам. 5 Это приводит к более высокой оценке стоимости объединённой компании со стороны рынка. 5
Некоторые факторы, которые способствуют возникновению эффекта синергии при объединении предприятий:
- Экономия за счёт роста масштабов производства. 1 В процессе слияния компаний происходит увеличение объёмов производства продукции, что снижает удельный уровень себестоимости в цене. 1
- Преимущества от вертикальной интеграции. 1 Они возникают, когда слияние происходит между сырьевыми и перерабатывающими предприятиями, производителями и сбытовыми организациями. 1
- Комбинирование ресурсов и активов. 1 Например, нет необходимости каждой организации покупать определённое оборудование, лучше его купить на двоих. 1
- Возможность использования избыточных мощностей. 1 До слияния компания может сдавать избыточные мощности, но в таком случае возникают транзакционные издержки и риски. 1 В случае слияния они нивелируются. 1
- Сокращение транзакционных издержек. 1 Укрупнение бизнеса приводит к тому, что компании не надо тратить время и деньги на поиск партнёра, на оформление договорных отношений, исчезает риск взаимодействия с такой компанией. 1
- Имиджевая эффективность. 1 Она связана с тем, что после слияния компания становится крупной, и все деловые связи двух компаний. 1
Однако синергия может быть отрицательной, если слияние или поглощение осуществляется некачественно. 4 В некоторых случаях прогнозируемая экономия затрат фактически оборачивается более высокими издержками, если двум предприятиям не удаётся должным образом интегрироваться. 4