Системы регулирования финансового рынка в разных странах мира могут быть устроены по двум моделям: 1
- Первая модель предполагает регулирование преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил проведения операций передаётся объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующим организациям (СРО) (например, во Франции). 1
- Вторая модель подразумевает передачу максимально возможного объёма полномочий саморегулирующим организациям. 1 При этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования (например, в Великобритании). 1
Структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране (в странах с федеративным устройством часть полномочий передана территориям, например в США — штатам, в Германии — землям). 1
Некоторые особенности систем регулирования финансового рынка в разных странах:
- США. В стране действует Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), на которую возложена регистрация проспектов эмиссии, лицензирование деятельности участников рынка. 15
- Европейский союз. В ЕС регулирование строится на сочетании национальных и наднациональных норм. 2 Главные цели — создание единого рынка и защита интересов всех участников. 2
- Китай. Китайская экономика демонстрирует подход к регулированию, сочетающий централизованное управление с рыночными механизмами. 2 Государство активно вмешивается в стратегические отрасли, такие как технологии, финансы и энергетика. 2
- Великобритания. После выхода из ЕС Великобритания сосредоточилась на создании собственных регуляторных механизмов. 2 Регуляторы, такие как Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA), следят за соблюдением стандартов, уделяя особое внимание инновациям и конкурентоспособности. 2
Идеальной модели функционирования и регулирования финансового рынка в мире не существует. 1 Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников, доверие к органу регулирования и объём обращающегося на этом рынке капитала. 1