Система интеграции среднего профессионального образования (СПО) и реального сектора экономики в России устроена через создание образовательно-производственных кластеров. 23 Это интеграция колледжей и организаций реального сектора экономики, а также организаций, действующих в отраслях, характерных для субъектов малого и среднего предпринимательства и социальной сферы. 2
Некоторые особенности системы:
- Партнёрское соглашение. 2 Колледжи и предприятия, входящие в кластер, подписывают его. 2 Работодатели получают возможность участвовать в управлении колледжами: регулировать разработку и реализацию образовательных программ, определять требуемое оснащение зон по видам работ, привлекать своих работников к наставничеству на производстве. 2
- Выделение базового колледжа. 3 В нём при участии опорного работодателя создаются учебно-производственные комплексы, разрабатываются новое содержание и структура образовательных программ. 3
- Практико-ориентированное обучение. 4 Около 70% занятий в кластерах отводится на практику на реальных производствах. 3 Студенты осваивают профессию в сжатые сроки (за два-три года) и получают гарантированное место работы. 3
Некоторые механизмы взаимодействия:
- Разработка и обновление программ совместно с представителями работодателей. 1
- Экспертиза образовательных программ представителями работодателей. 1
- Заключение договоров о сотрудничестве, которые устанавливают различные формы взаимодействия в рамках подготовки кадров. 1
- Целевое обучение по заказу работодателя и за его счёт с обязательным последующим трудоустройством. 1
- Привлечение работников предприятий к преподаванию. 1
- Создание системы наставничества, где работники предприятий могут выступать в роли наставников обучающихся. 1
- Участие предприятий в конкурсных мероприятиях, где региональные чемпионаты могут проводиться на площадках предприятий, а задания включать реальные производственные задачи. 1