Экономика взаимоотношений между людьми на основе взаимного обмена услугами устроена следующим образом: каждый хозяйствующий субъект предлагает свои товары, услуги или ресурсы для удовлетворения потребностей других людей. dzen.ru Чем ценнее и востребованнее предложение, тем больше вероятность получить взамен большую ценность, в том числе и деньги. dzen.ru
Некоторые форматы экономики, основанные на взаимном обмене услугами:
- Корпоративная экономика. 1economic.ru Участники выстраивают взаимодействия на основе обмена услугами по кооперации ресурсов или их частей, самостоятельности, инициативности, активного взаимодействия с потребителями и властными структурами. 1economic.ru
- Экономика совместного потребления. 1economic.ru В ней участники совместно используют необходимые им ресурсы — автомобили для проката, помещения, совместные закупки и др.. 1economic.ru Через оказание услуг участники вводят в экономический оборот или расширяют спектр и время их применения, что формирует новые ниши в экономической деятельности. 1economic.ru
- Экономика совместного ведения. 1economic.ru Формирует обмен услугами при совместном использовании ресурсов и распределении результатов. 1economic.ru Наиболее полно она проявляется в открытых инновациях, поиске альтернативных технологий и форм организаций, в семейных, родственных реципроктных отношениях, где мотив прибыли и немедленного вознаграждения не является главным. 1economic.ru
- Экономика потребительских кооперативов. 1economic.ru Партнёры-участники, формируя разноуровневые отношения, обмениваются услугами для обеспечения всей цепочки создания ценности и выстраивания отношений с клиентами. 1economic.ru
- Экономика координированных экосистем (предпринимательских сетей). 1economic.ru Один из новых форматов выстраивается на основе цифровых платформ по взаимному оказанию услуг партнёров-участников, за счёт интеграции неограниченного числа партнёров-клиентов и партнёров-подрядчиков оказания услуг. 1economic.ru
Также в основе экономики взаимоотношений между людьми на основе взаимного обмена услугами лежит правило взаимного обмена — социальная норма, которая заключается в том, что, если человеку была оказана услуга, то он чувствует себя обязанным «отплатить той же монетой», то есть сделать что-то ради того, кто ему чем-то помог. dzen.ru