Тип предприятия может влиять на его деятельность и стратегическое развитие через организационную структуру. 12 Например, дивизионная структура позволяет каждому подразделению быстро реагировать на изменения в своём сегменте рынка и принимать решения независимо от других. 1 Это повышает качество продукции или услуг и конкурентоспособность компании. 1 Однако из-за автономности подразделений может возникнуть риск потери общей стратегической направленности компании. 1
Матричная структура позволяет объединить преимущества функциональной и проектной организаций, обеспечивая гибкость. 1 Такой структурой пользуются в банках, IT-компаниях, корпорациях-гигантах. 1 Однако свобода действий может расхолаживать работников и приводить к снижению общего уровня производительности отделов. 2
Линейная структура простая и легко реализуемая, подходит небольшим компаниям. 2 Решения спускаются сверху вниз, что обеспечивает прозрачную иерархию, хорошую дисциплину и оперативность принятия решений. 2 Однако решения принимаются одним человеком, который может злоупотреблять служебным положением, и слово руководителя не подлежит обсуждению. 2
Рыночная структура формируется в зависимости от количества рынков, на которых работает компания. 2 Каждое структурное подразделение занимается своим рынком. 2 К преимуществам относят высокую клиентоориентированность, эффективное решение проблем в рамках одного рыночного сегмента, профессионализм сотрудников в соответствии с потребностями конкретного рынка. 2 К недостаткам относят вероятность возникновения конкуренции внутри компании, сложно отслеживать производительность и эффективность, конфликты при принятии решений. 2
Товарная или продуктовая структура подходит компаниям, которые занимаются розничным сбытом широкого ассортимента продукции. 2 К недостаткам относят внутреннюю конкуренцию, разную стоимость маркетинга для различных продуктов, большое количество уровней организации, которые осложняют развитие бизнеса. 2
Таким образом, тип предприятия влияет на его деятельность и стратегическое развитие через выбор организационной структуры, которая соответствует целям и стратегии компании. 1