Для сравнения показателей эффективности бизнеса в разные периоды времени можно использовать следующие подходы:
- Горизонтальный анализ. 1 Предполагает построчное сравнение абсолютных значений одного и того же показателя в группе данных за разные периоды. 1 Например, можно сравнить финансовые данные текущего года с этими же коэффициентами предыдущего года. 1
- Трендовый анализ. 12 Это расширенный вариант горизонтального анализа, который охватывает более длительный период времени. 1 Например, сравнение финансовых показателей за последние 5 лет может показать, что в среднем продажи компании увеличивались за этот период на уровне 5% в год. 1
- Вертикальный анализ. 1 Метод анализа финансовой отчётности, при котором значения отдельных статей выражаются в процентах от продаж, от общей суммы баланса и т. д.. 1
- Динамический анализ прибыли. 3 Предполагает измерение темпов роста различных видов прибыли и их сопоставление между собой. 3
- Индексный анализ. 3 Позволяет установить тенденции постоянства или разбалансированности темпов роста или прироста видов прибыли, а также сезонности. 3
- Сравнительный анализ прибыли. 3 Помогает определить эффективность деятельности предприятия в сравнении с другими хозяйствующими субъектами. 3 Можно сопоставить различные виды прибыли предприятия с нормой прибыли по отрасли, с аналогичными показателями у конкурентов, ведущих игроков, в смежных сферах ведения бизнеса. 3
Для оценки эффективности бизнеса могут использоваться и другие показатели, например производительность труда, фондоотдача, капиталоёмкость, материалоёмкость и другие. 1