При составлении бухгалтерских проводок в сложных ситуациях, когда в одной проводке участвует больше двух счетов, нужно соблюдать правило: сумма счёта с одной стороны проводки должна быть равна сумме всех счетов, отражённых на другой стороне проводки. 4
Алгоритм составления проводки: 1
- Определить, какие счета нужно использовать для отражения хозяйственной операции. 1 Обычно руководствуются действующим Планом счетов и рекомендациями по его применению, а также рабочим планом счетов фирмы, разработанным на основе этого документа. 1
- Определить сумму хозяйственной операции и части счетов (дебет, кредит), на которых её нужно отразить. 1 Если возникли затруднения, можно обратиться к разъяснениям, прилагаемым к Плану счетов — в них содержатся стандартные бухгалтерские проводки для отражения операций. 1
- Выполнить двойную запись по дебету и кредиту счетов соответственно, отследить правильность записи. 1
Пример сложной проводки: компания продала оборудование на 500 000 рублей, деньги были перечислены на счёт. 3 Одновременно на расчётный счёт зачислена выручка 100 000 рублей. 3 Операция отражается следующими проводками: 3
- Дебет сч. 51 «Расчётный счёт» — 600 000 рублей. 3
- Кредит сч. 90 «Продажи» — 100 000 рублей. 3
- Кредит сч. «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие доходы» — 500 000 рублей. 3
Сложная проводка может быть заменена двумя простыми: 3
- Дебет сч. 51 «Расчётный счёт» — 100 000 рублей. 3
- Кредит сч. 90 «Продажи» — 100 000 рублей. 3
- Дебет сч. 51 «Расчётный счёт» — 500 000 рублей. 3
- Кредит сч. «Прочие доходы и расходы», субсчёт «Прочие доходы» — 500 000 рублей. 3
Составление бухгалтерских проводок регламентируется российским законодательством, в частности Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». 5