Система социального партнёрства в немецкой модели корпоративного управления проявляется в форме «производственной демократии», которая предполагает два уровня участия работников в управлении компанией: 15
- Общественно-публичный уровень. 3 Здесь происходит взаимодействие между представителями наёмных работников, работодателей и государства. 3 Интересы сторон сталкиваются при решении крупномасштабных социальных проблем, например безработицы, защиты окружающей среды. 3
- Уровень промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий. 3 Здесь представители наёмных работников и работодателей взаимодействуют по локальным, корпоративным, групповым и индивидуальным проблемам производства и труда. 3 Например, о сокращении или создании рабочих мест, переносе производства на новое место, приёме на работу или увольнении, внедрении новой техники, повышении квалификации и т. п.. 3
Некоторые особенности системы социального партнёрства в Германии:
- Тарифная автономия. 3 Союзы работодателей и профсоюзы наёмных работников имеют право заключать тарифные соглашения (коллективные договоры) без вмешательства государства. 3
- Базовым уровнем социального партнёрства является совет предприятия, деятельность которого связана с организацией труда на рабочих местах, контролем за выполнением тарифного соглашения работодателем, охраной труда, правильностью формы, времени и размера выплаты заработной платы работникам. 24
- Наниматель обязан предоставлять совету предприятия информацию по всем социальным вопросам, включая планы развития. 4
- Результатом такой системы социального партнёрства является относительно небольшое количество трудовых конфликтов на предприятиях Германии и при этом высокая производительность труда. 4