Система автоматического распределения расходов в современных банках работает на основе методики функционально-стоимостного анализа (ABC). 3 Её суть в том, что затраты функциональных подразделений распределяются на продукты через цепочки бизнес-процессов. 1
Процесс работы включает несколько этапов: 3
- Обследование подразделений. 3 Нужно выявить и классифицировать их бизнес-процессы. 3
- Определение получателей расходов. 3 Ими могут быть банковские продукты либо процессы других подразделений. 3
- Корректное определение драйверов затрат. 3 Например, наиболее типичным драйвером является рабочее время, затрачиваемое сотрудниками подразделения на выполнение определённой операции. 1
- Сведение результатов в единую АВС-модель банка. 3 Её верифицируют на отсутствие ошибок, «хвостов» или зависших сумм. 3
Для автоматизации модели используются специализированные ИТ-платформы. 3 Они позволяют экономить время на сбор данных с разных подразделений и их агрегацию в единую базу, а также автоматически контролируют качество и корректность вводимых или загружаемых данных. 3
Система поддерживает два основных метода перераспределения расходов: 2
- Каскадный. 2 Реализует пошаговый однонаправленный перенос расходов между объектами учёта с использованием драйверов затрат, определяющих доли распределения сумм. 2
- Циклический. 2 Поддерживает встречное распределение расходов между центрами затрат в случае взаимного оказания услуг. 2
Результат вычислений представляется в виде витрины данных со значениями, полученными после распределения. 2