Сетевые эффекты увеличивают рыночную власть уже укоренившихся на рынке фирм и препятствуют входу новичков. 4
Это связано с тем, что сетевой эффект приводит к тому, что полезность продукта для потребителя зависит от того, как много пользователей уже приобрели его. 4 Для потребителей может быть характерна чрезмерная инертность: они не склонны отказываться от старого продукта, который успел приобрести массовую популярность, даже если новый продукт имеет объективно более высокое качество. 4
Кроме того, сетевые эффекты могут приводить к монополизации рынка, так как стимулируют пользователей координировать внедрение одного продукта. 3
Однако наличие сетевых эффектов не обязательно означает, что рынок монополизируется. 3 Для этого должны быть выполнены определённые условия, например, полезность, получаемая пользователями от сетевых эффектов, должна превышать полезность, получаемую ими от дифференциации, а у пользователей должны быть высокие затраты на мультидоминирование и на переключение. 3