Для самостоятельного составления бизнес-плана нужно пройти несколько этапов: 6
- Анализ рынка. 6 Следует изучить деятельность конкурентов и их методики работы, а также понять запросы целевой аудитории бизнеса. 6 В случае недостатка информации можно использовать данные экспертов в СМИ, а также госведомств. 6
- Сбор исходных данных. 5 Нужно определиться с системой налогообложения, составом и процентными ставками уплачиваемых налогов. 5 Также следует составить перечень инвестиционных расходов с указанием их размеров и периодов осуществления (например, затраты на строительство, покупку оборудования и техники). 5
- Создание финансовой модели. 6 Для этого можно использовать Excel или обратиться к более продвинутым специализированным программам. 6
- Написание бизнес-плана. 5 Для этого нужно внимательно изучить стандарты, по которым нужно оформить документ. 5 Затем поочередно расписать каждый раздел плана и перенести в него соответствующую информацию из финансовой модели. 5
Некоторые пункты, которые обычно входят в состав бизнес-плана:
- Резюме. 57 Здесь кратко изложена информация о компании или проекте и описано обоснование успешности бизнес-идеи. 6
- Описание отрасли и компании. 1 В этом пункте определяют потребности рынка, которые удовлетворит бизнес. 1 Затем расписывают товары и услуги, которые предоставляет компания, структуру управления, штат сотрудников и активы компании. 1
- Продажи и маркетинг. 1 В этом разделе обозначают приоритетный сегмент рынка, проводят анализ сильных и слабых сторон конкурентов и составляют портрет целевой аудитории. 1 Также определяют, как планируется продвигать бизнес и какие расходы на рекламу потребуются. 1
- План производства. 1 В нём указывают всё, что связано с производством и продажей: где закупать сырьё, материалы или товар для перепродажи, какие затраты на материалы, кто будет поставщиком, какое оборудование и технологии будут задействованы при производстве. 1
- Организационный план. 1 Расписывают, какую организационно-правовую форму подразумевает проект. 1 Например, кто будет им управлять, какие обязанности у высшего руководящего состава. 1 Если владельцев у бизнеса несколько, расписывают, как будут распределены их роли. 1
- Финансы. 1 Здесь должны быть представлены все финансовые расчёты компании: затраты на налоги, кредиты, смета расходов на реализацию, прогноз прибыли и убытков. 1
- Оценка эффективности. 1 В раздел включают анализ чувствительности, рентабельность и срок окупаемости. 1
Если у проекта сложная структура или требуются большие инвестиции, лучше обратиться в специализированные компании. 2 Они составят чёткий, профессиональный бизнес-план. 2
Также для составления бизнес-плана можно использовать онлайн-конструкторы или программы на базе Microsoft Excel. 2