Для расчёта эффективности управления запасами в розничном магазине можно использовать следующие показатели:
- Средний товарный запас. 1 Его находят по формуле: СТЗ = ((Т1/2) + Т2 + Т3 + ….. + (ТN/2)) / (N — 1), где СТЗ — средний товарный запас, Т1 — товарный запас на первый день периода, Т2, Т3…. — товарный запас на последующие дни периода, ТN — товарный запас на последний день периода, N — количество дней в периоде. 1
- Оборачиваемость товара. 1 Показатель отражает, сколько времени понадобится, чтобы продать весь запас продукции на складе. 1 Рассчитывается по формуле: ОТ = СТЗ / ОбП × Д, где ОТ — оборачиваемость товара, СТЗ — средний товарный запас, Д — количество дней в периоде, ОбП — объём продаж за период. 1
- Неснижаемый остаток. 1 Показатель рассчитывается по формуле: НО = ОбП / ОТ, где НО — неснижаемый остаток, ОбП — объём продаж за период, ОТ — оборачиваемость товара. 1
- Уровень устаревающих запасов. 2 Рассчитывается на основе данных о длительности нахождения «на полке» ключевых номенклатурных позиций, ежемесячного объёма денежных средств, израсходованных на приобретение списываемых товаров, ежемесячных сведений о списанном запасе в течение предыдущих 12 месяцев. 2
Также для оптимизации управления запасами можно использовать ABC-анализ. 1 Он помогает принимать решения на основе данных о том, какие товары наиболее рентабельны и приносят магазину больше выручки. 1
Для автоматизации сбора и анализа данных можно использовать системы управления розничной торговли с широкими возможностями выгрузки отчётов. 3