Система возврата ошибочных платежей в российских банках включает несколько этапов: www.kp.ru
- Обращение в службу поддержки банка. www.kp.ru Через чат или по горячей линии нужно заявить о неправомерно совершённой операции. www.kp.ru Обычно сотрудники банка сами связываются с получателем и разъясняют ситуацию, предлагая вернуть ошибочно полученные деньги. www.kp.ru
- Если получатель отказывается возвращать деньги добровольно или игнорирует просьбы, отправителю потребуется направить ему досудебную претензию. www.kp.ru Согласно российскому законодательству, получатель должен дать ответ в течение 30 дней. www.kp.ru
- Если реакции не последовало, следующим шагом является обращение в суд. www.kp.ru К исковому заявлению прикладывается и досудебная претензия, а также, при необходимости, заявление в полицию и требования возвратить средства на основании статьи 1102 ГК РФ «Обязанность возврата неосновательного обогащения». www.kp.ru
Также в российских банках есть процедура чарджбэка. www.rbc.ru finance.rambler.ru Это оспаривание платежа по банковской карте с целью вернуть средства на счёт. www.rbc.ru Последовательность действий: www.rbc.ru
- Клиент обращается в свой банк с заявлением об оспаривании платежа, прикладывая доказательства неправомерного списания средств. www.rbc.ru
- Банк покупателя оценивает ситуацию и при наличии аргументов запускает чарджбэк — передаёт претензию покупателя платёжной системе. www.rbc.ru
- Платежная система отправляет претензию банку продавца. www.rbc.ru
- Банк продавца выясняет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. www.rbc.ru Если это так, то он списывает необходимую сумму со счёта продавца и через платёжную систему отправляет её банку покупателя. www.rbc.ru
- Банк перечисляет деньги на счёт своего клиента. www.rbc.ru
Сроки проведения чарджбэка зависят от правил платёжной системы. www.rbc.ru