Система финансирования образовательных учреждений в России работает на основе государственных и местных нормативов в расчёте на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. 34
Некоторые особенности системы:
- Привязка к количеству учеников. 2 Чем больше учеников в школе, тем больше финансов ей выделяется. 2 Это стимулирует образовательные организации (ОО) к привлечению большего числа учащихся, однако может создавать конкуренцию между учреждениями. 2
- Учёт региональных коэффициентов. 2 К ним относятся уровень заработной платы педагогов, стоимость коммунальных услуг и другие факторы, влияющие на стоимость образовательного процесса в конкретной местности. 2
- Учёт специфики программ. 2 Например, учебные заведения, которые реализуют программы углублённого изучения отдельных предметов или инклюзивное образование, могут получать дополнительное финансирование. 2
- Механизмы стимулирования качества образования. 2 Школы, которые дают высокие результаты в учёбе, спорте или других областях, могут получать дополнительные гранты или надбавки. 2
- Прозрачность и подотчётность. 2 Учреждения обязаны отчитываться о расходовании выделенных средств и обеспечивать доступность информации о своей финансовой деятельности для общественности. 2
Основным источником финансирования образования является государственный и муниципальный бюджет. 1 Кроме того, образовательные учреждения могут привлекать дополнительные финансовые средства за счёт предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом ОО услуг, а также за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. 14