Система централизованного учёта и отчётности в государственных структурах работает следующим образом: специализированное учреждение (централизованная бухгалтерия) объединяет все данные федеральных, региональных или муниципальных учреждений в едином хранилище. 2
Функции централизованной бухгалтерии:
- налоговый и бухгалтерский учёт, хозяйственные операции и их отражение в бухгалтерских регистрах; 1
- приём первичных учётных документов, мониторинг легитимности проводимых операций в подшефных организациях; 1
- надзор за наличием и движением товарно-материальных ценностей, имущества и других ресурсов; 1
- оперативные расчёты с юридическими и физическими лицами; 1
- обязательная отчётность в налоговые органы, внебюджетные фонды и другие структуры; 1
- анализ экономической и финансовой деятельности организаций. 1
Существует две модели централизации бухгалтерии: 2
- Технологическая. 2 При такой модели состав и количество всех бухгалтерий остаются неизменными. 2 Учреждение заносит всю первичную документацию на месте, но в единой информационной системе. 2 Доступ к этой системе получают муниципальное и региональное министерство финансов, которые могут видеть всю необходимую информацию и формировать управленческие отчёты на основании бухгалтерских данных. 2
- Функционально-технологическая. 2 При такой модели состав и количество бухгалтерий уменьшаются. 2 Такая модель централизации снижает затраты на содержание бухгалтерии и руководства, повышает оперативность и достоверность данных бухгалтерского учёта, которые нужны для принятия управленческих решений. 2
Работа централизованной бухгалтерии строится на локальных нормативно-правовых актах. 1 Деятельность регламентируют распоряжения и приказы руководителя, коллективный договор, правила трудового порядка и различные положения о премировании. 1