Бизнес-модель маркетплейсов описывает, как бизнес формирует ценность для себя (прибыль), а также фокусируется на координации внутренних и внешних процессов, определяющих взаимодействие с партнёрами и покупателями. 3
Некоторые элементы бизнес-модели маркетплейсов:
- Модель коммуникатора. 3 Предоставляет контент о продуктах: общедоступный каталог, информацию о поставщике и продукте, объявления, рекламу и прочие информационные услуги (форумы, новости индустрии, календари событий, возможности ведения переговоров и т. д.). 3
- Модель посредника в транзакциях. 3 Автоматизирует бизнес-транзакции (выполнение заказов) для экономии затрат. 3 На площадке происходят разовые продажи товаров или услуг, есть возможность сравнить товары и цены на них: электронные каталоги и технологии фильтрации объявлений, составление сопроводительной документации, онлайн-оформление и оплата заказа и т. д.. 3
- Модель координатора цепочки доставки ценности. 3 Координация рынка в роли посредника в цепочке доставки ценности. 3 На площадке происходит отбор продавцов и покупателей и динамическое ценообразование: аукцион, частные переговоры, онлайн-сравнение товаров (услуг), персональные предложения и рекомендации клиентам, логистика и фулфилмент, поддержка качества, страхование сделок, аналитика продаж (закупок) и прогнозирование спроса (предложения) и т. д.. 3
Крупнейшие мировые маркетплейсы получают основную выручку не от онлайн-продаж, а от дополнительных сервисов. 5 Например, у Amazon на дополнительные сервисы приходится около 60% выручки, из которых на фулфилмент-услуги — почти 25%, облачную платформу — около 15%, рекламу — около 7% и т. п.. 5
Также маркетплейсы могут развивать информационные продукты, финтех, логистику, рекламу, продавать путешествия, билеты на мероприятия и страхование, создавая сервисы для розничных клиентов и поставщиков. 5