Психологические установки влияют на восприятие экономических изменений следующим образом:
- Эмоциональный фактор играет решающую роль. 2 Многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки. 2
- Психологические факторы могут повернуть течение бизнес-цикла. 2 Например, если большая группа людей одновременно изменит своё поведение, решив потратить или, наоборот, сберечь средства, тем самым влияя на макроэкономические процессы, например на динамику инвестиций. 2
- В процессе принятия решений экономические агенты демонстрируют «психологическую близорукость» или «дальнозоркость». 3 В первом случае человек не воспринимает долгосрочные последствия реализации тех или иных альтернатив, во втором — концентрирует внимание именно на долгосрочных последствиях, пренебрегая ближайшими. 3
- Особое значение в принятии решений имеют уровень доверия в экономических системах, представления о справедливости и социальные нормы. 4
Таким образом, психологические установки могут как способствовать, так и тормозить процесс экономических изменений, создавая проблемы и барьеры. 2